Раздел плана |
Сроки |
Форма работы |
Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр и т. д.) |
Изучение метод. Лит-ры |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май |
Познакомиться с книгой
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.
Познакомиться со статьей
Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
Познакомиться с книгой Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.
Познакомиться с книгой
Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.
Познакомиться с книгой
Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1982.
Познакомиться с книгой Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002
Познакомиться с книгой
Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: «Новая школа», 1993.
Познакомиться с книгой
Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
Познакомиться с книгой
Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002. |
|
Самореализация |
Постоянно
Сентябрь – октябрь
В течение года
Декабрь |
Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по экологическому воспитанию в ДОУ
Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.
Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
Консультация для педагогов на тему: ««Экологические пространства» в старшей группе. |
Перспективный план
Наличие «Библиотеки»
Наглядный материал
Конспект |
Работа с детьми |
Сентябрь: |
Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».
Дидактические игры «Найди свое дерево», «Узнай и назови».
Рисование «Золотая осень». |
Экскурсия в парк. |
Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Мордовии, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Отгадывание загадок.
Составление описательных рассказов о животных |
Рисование деревьев и лесных зверей. |
Наблюдение за насекомыми.
Беседа на тему «Насекомые осенью»
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» |
|
Беседа на тему: «Водоемы родного города».
Составление описательных рассказов о жителях водоемов.
Загадки о жителях водоемов
Чтение художественной литературы: рассказа
Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Серая шейка»
Подвижная игра
«Ходят капельки по кругу».
Дидактическая игра «Собери рыбку» |
Рисование водоема и его обитателей. |
Октябрь: |
Рассказы и загадки о рыбах.
Беседа «Рыбы мордовских водоемов» Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра
«Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой)
О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала». |
Рисование
«Моя любимая рыбка». |
Беседа: «Овощи и фрукты».
Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Определи на вкус». Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки». |
Художественное творчество: аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке». |
Беседа о комнатных растениях;
о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение». Чтение художественной литературы:
Б. Житков «Что я видел», «Сад». |
|
Ноябрь: |
Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. Рассматривание репродукций художников об осени.
Беседа об осени. Дидактические игры
«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». |
Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж». |
Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).
Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.
Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу. Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».. Чтение художественной литературы:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка». |
Просмотр фильма «Перелетные птицы». |
Составление описательных рассказов о птицах.
Дидактическая игра «Кто наблюдательный». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Игра –имитация
«Я загадаю, а вы угадайте». Дидактическая игра «Перелетные- зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц». |
Художественное творчество: лепка «Красивая птица» |
Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)
Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.
Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.
Загадки о грибах
Рассматривание иллюстраций, муляжей. |
Художественное творчество: аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"- |
Декабрь: |
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы:
Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,
И. Поленов «Синичкины кладовки». Дидактические игры
«Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте». |
Изготовление кормушек для птиц. |
Беседа: «Как лесные звери проводят зиму».
Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). Дидактические игры
«Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Купание медвежат»,
Е. Чарушин «Волчишко»,
В. Варанжин
«Как ежик зиму перезимовал». |
Художественное творчество: лепка «Звери на новогодний праздник». |
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседа: «Пришла красавица зима». Дидактические игры
«Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?».
Ритмопластика «Снежинки». Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,
Н. Павлова «Под снегом на лугу»,
С. Есенин «Пороша». |
Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима» |
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).
Беседа о деревьях.
Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами». Чтение художественной литературы:
Т. Шорыгина «Сосновые леса»,
«Зимний ельник», «Прогулка в лес». |
Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.
Художественное творчество: рисование «Нарядная ёлка». |
Январь: |
Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. Дидактические игры:
"Узнай растение".
Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка». |
Художественное творчество: рисование «Мой любимый цветок». |
Февраль: |
Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). Игра- имитация "Звериная зарядка"
Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
Дидактические игры: «Какая она?», «Кто чем питается». Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». |
Просмотр фильма «Животные». |
Беседа: «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?».
Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме». |
Художественное творчество: рисование: «Чем красива зимняя природа». |
Март: |
Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи». Дидактические игры
«Сравни и найди», «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы:
И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин И. Левитана «Март»,
И. Грабарь «Февральская лазурь». |
|
Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.
Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация
«Строим гнёзда».
Дидактическая игра
«Попрыгунчики-воробышки».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки» |
Художественное творчество (оригами): «Голубь», «Воробей» или «Лебедь». |
Апрель: |
Рассматривание картинок цветущих деревьев. Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Чтение художественной литературы:
«Литературный калейдоскоп». |
Экскурсия в парк
Художественное творчество: рисование: «Цветущая ветка». |
Беседа «Одуванчик»
Изучение строения одуванчика.
- Чтение стихов.
Загадки об одуванчике Составление рассказа "Путешествие семечка." |
Художественное творчество: рисование: «Одуванчик». |
Май: |
Наблюдение за растениями на участке.
Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике).
Эстафета-игра «Собери цветок».
Игра-имитация
«Собери нектар с цветов».
Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?». Чтение художественной литературы:
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»,
Т. Белозёров
«Одуванчик». |
Художественное творчество (оригами): «Красивые тюльпаны». |
Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).
Послушать пение птиц. Беседа с детьми о соловье, дятле, голубе. Подвижные игры
«Совушка»,
«Перелет птиц», «Коршун и наседка». Чтение художественной литературы:
Г. Скребицкий «Берегите птиц»,
А. Барков «Голоса леса». |
Художественное творчество (оригами): «Сова», «Воробей». |
Рассматривание и беседа о Красной
книге. Беседа: «Национальный парк «Завидово» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) Беседа «Чем мы можем помочь природе?» |
Экскурсия в лес
Составление природоохранительных знаков и их обсуждение. |
Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый.
Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта». |
Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов. |
Работа с родителями |
Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май: |
Анкетирование «Экологическое воспитание детей».
Подборка экологической литературы для родителей.
Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Практический материал (папка раскладушка) «Замысловатые вопросы».
Литературная выставка «Читайте вместе с нами».
Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).
Консультация «Птицы — наши друзья».
Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек)
Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».
Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)
Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .
Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края).
Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».
Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).
Проведения субботника «Сделаем город чище».
Выставка фотографий «Наши добрые дела».
Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) . |
Выставка «Цветы» (природный материал).
Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).
Выставка декоративных комнатных растений.
Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала).
Консультация «О чем рассказывают растения»
Фотовыставка «Мордовия - наш дом родной».
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ!
ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА |