Савченко Александра Викторовна, Персональный сайт воспитателя МБДОУ д/с 2 «Сказка» Ставропольский край, г. Нефтекумск
Мастер – класс для родителей «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». (с использованием ИКТ)Цель: повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности. Задачи: - познакомить с разнообразными видами игр и формами игрового досуга в семье, - показать родителям значение совместных игр в семье для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, - способствовать развитию бережного отношения к жизни детей и своей жизни, потребности осознанно выполнять правила дорожного движения. Участники: воспитатели, родители. Оборудование: мультимедиа для показа презентации дорожные знаки; руль для водителя; игры «Светофор»; «Угадай знак»; «Сложи пословицу»; круги красный, жёлтый, зелёный по количеству родителей. Ход мероприятия: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе по правилам дорожного движения- «Игровые технологии в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения». Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия. Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. В детстве человек получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». - Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (ответы родителей) «Привычка – образ, действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычным, постоянным для кого-нибудь» (Д.Ушаков. Толковый словарь). Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте. Забота о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить» - Как Вы считаете, с какого возраста нужно знакомить детей с правилами ПДД и почему? -У детей старшего дошкольного возраста часто нет страха, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их постоянная жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах, и дороге. Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. - Как же нам обучить детей необходимым знаниям, умениям, навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, и в транспорте? (Проводить беседы, примером, игрой.) Единство наших и ваших требований к детям – это условие нашего успеха и безопасности наших детей. Сегодня вашему вниманию хотим предложить игровые технологии, которые вы сможете применять дома по ознакомлению детей с основными азами безопасности. Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Выполняя ту или иную игровую роль, дети как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Недаром говорят, что игра для детей – дело серьёзное. Интерес; Удовольствие; Развитие. Перед вами ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры. А сейчас я вам предлагаю побыть детьми и отправиться в путешествие по разным видам игр. Выбирайте, на каком виде транспорта мы поедем? Транспорт выбран, теперь нужно выбрать водителя. Кто им может быть? Вашему вниманию представлены дорожные знаки, ваши действия при виде того или иного дорожного знака. «Пешеходный переход» — сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов; «Главная дорога» — еду прямо, проезжаю первым, двигаюсь по сигналам светофора; «Уступите дорогу» - остановлюсь и пропущу, кто едет по главной дороге; «Тоннель» — сбавлю скорость; «Въезд запрещён» - остановлюсь и не поеду, где стоит этот знак; «Дорожные работы» — сбавлю скорость и объеду это место. Вижу, Вам можно доверить вождение транспортом. Отправляемся в путь. Что нужно сделать, перед тем, как тронулись в путь? Пристегнуть ремни. (Звучит музыка…) Первая остановка «сюжетно-ролевая игра» Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения. - Играете ли Вы дома в сюжетно-ролевые игры по ПДД? Какие? (игры: «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы – пешеходы», ГИБДД», «Служба спасения». Сейчас мы с вами тоже являемся участниками сюжетно-ролевой игры «Поездка на автобусе». Отправляемся дальше в путь. Следующая остановка «Подвижная игра» Что это за игры я думаю, Вы все знаете. Вспомните, в какие подвижные игры по ПДД вы играли в детстве? («Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».) Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Светофор». Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки): - когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения; - когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете; - когда я показываю зеленый кружок - вы шагаете на месте. (Игра проводится 2-3 раза.) Самая любимая игра у детей – это «Автомобили» предлагаю поиграть и в неё. Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга, доверяя водителю. (Звучит муз. «Колёса».) Отправляемся дальше в путь. Следующая остановка: «Компьютерная игра»: Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста, но польза будет, если вы будете играть вместе. В процессе деятельности ребенок выполняет задания своего уровня. Самые любимые компьютерные игры дошкольников: - «Правила дорожного движения для детей». - «Нескучные уроки». - «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие. Только не забывайте, что детям старшего дошкольного возраста в компьютер играть можно не более 10-15м в день, начиная с 5летнего возраста. Отправляемся дальше в путь. Следующая остановка «Игры по правилам» «Настольно – печатная игра: Это развивающие игры по правилам, которые представлены Вам на нашей выставке. «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др. В магазинах их большой выбор, если вы приобретёте одну из них, то досуг в Вашей семье будет проходить с пользой и интересом. Следующая игра по правилам это «Дидактическая игра» Одна из действующих средств воспитания ума. В них развивается познавательная активность детей, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Вашему вниманию представлена выставка дидактических игр изготовленные руками педагогов: «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др. Предлагаю поиграть: Дидактическая игра «Угадай знак», которую Вы можете сделать самостоятельно со старшими детьми, она развивает мышление, сообразительность. Внимательно рассмотрите картинку и определите, какой дорожный знак задуман на рисунке. Работать будем парами. Молодцы! С этим заданием справились. Отправляемся дальше в путь. Следующая остановка творческая. Немало пословиц и поговорок о ПДД сложено русским народом. О чём же они говорят, мы узнаем, собрав их. Соберите пословицы из двух половинок. «Семь раз погляди, а потом иди» «Опасностей много, а жизнь одна» «На дороге шутить – себе навредить» «Дорожный знак не говорит, правилу учит» Вы жизнь свою оберегайте И правила дорог не нарушайте. Не зря говорит русский народ, Что бережёного Бог бережёт! С этим заданием Вы тоже справились. Молодцы! Вот и закончилось наше с Вами путешествие. Мы надеемся, что вы дома будете применять игровые технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Берегите ребёнка! Соблюдайте правила движения! Помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости. Рефлексия. Уважаемые родители! У Вас на столах лежат круги: красный, зеленый, желтый. Если на протяжении всего пути Вам было все понятно и интересно – приклейте зеленый круг. Если понятно, но не очень интересно –приклейте желтый круг. Если не понятно и не интересно –приклейте красный круг. Спасибо, что Вы нашли время и пришли к нам, я желаю, чтобы в пути Вам горел всегда зелёный свет. А на память о нашей встрече мы приготовили для Вас памятки с полезными советами по правилам дорожного движения! Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь! Вот на такой приятной ноте мы закончим наш мастер-класс. Благодарим Вас за внимание. Мы уверены, что наше общение, взаимопонимание продолжатся и дальше. Всего вам доброго! До новых встреч!
15 ноября 2022 в 22:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.