Савченко Александра Викторовна, Персональный сайт воспитателя МБДОУ д/с 2 «Сказка» Ставропольский край, г. Нефтекумск

Круглый стол с родителями «Поощрение или наказание»

Цели:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье;

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Задачи:

· дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их;

· повысить педагогическую культуру родителей посредством пополнения знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье.

· содействовать сплочению педагогического и родительского коллектива.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: памятки родителям, ручки, листы бумаги

Ход мероприятия

Ведущий: Тема нашего сегодняшнего заседания «Поощрение и наказание реб нка в семье». Очень часто реб нок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Для начала давайте выясним, как мы для себя определяем понятия «поощрение» и «наказание». (практическое задание. Родители записывают свое мнение в определении понятий)

Дискуссионная часть

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка.

«Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы все, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Поощрение ребенка за что- то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребенка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребенок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно убрал игрушки. Эти факты положительного поведения ребенка следует одобрить, используя следующие высказывания: «Ты стал совсем взрослым или же какой ты молодец и т.д.»

Ведущий. Всегда и все нужно поощрять? НЕТ!!! То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения.

Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приемам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребенка.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

Памятка «Как поощрять ребенка в семье» 

1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку: и когда он убирает игрушки, и когда играет, и когда общается с вами.

2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

3. Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

4. Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

5. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

6. Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласны с твоим мнением»-это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

7. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: на день рождения, Новый год, удачное выступление и т. д.

8. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

9. Учите ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Ведущий: В процессе воспитания дисциплинированности приходится прибегать и к наказаниям.

Дискуссионная часть

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм.

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребенка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей.

Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путем грубых окриков.

Порицание нужно делать кратко, ясно, тв рдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серь зным недостаткам в поведении реб нка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то вс равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее:

1. Вы можете ошибаться.

2. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.

3.Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать

наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания

нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2. Наказание не должно восприниматься реб нком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается

спокойным тоном; при этом особо подч ркивается, что наказывается поступок, а не личность.

3. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем

больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказание.

4. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют реб нка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.

5. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если реб нок заявляет, что он готов в будущем исправить сво поведение, не повторять

своих ошибок.

6. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

Ведущий: Уважаемые родители, сегодня мы рассмотрели такие методы воспитания, как поощрение и наказание. К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только ними. Эти родители, можно сказать, действуют методом «кнута и пряника», они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения. А этого, конечно, недостаточно.

В дальнейшем мы поговорим с Вами о том, что воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания. А время нашей встречи сегодня подходит к концу, поэтому предлагаю ответить на вопросы:

Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего?

Какие испытываете сейчас чувства?

Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи?

О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече?

Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

Помните:

«Главное правило в воспитании – это любовь и восприятие ребёнка как личности. Не забывайте, что ваша цель – воспитать человека. И самая благоприятная атмосфера для этого – любящие родители и счастливая семья».

15 ноября 2022 в 22:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.